(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

27.06.2007. БТИ разделит свои полномочия по управлению реестром прав собственности и оценки с Минюстом и МинЖКХ (Инвест газета)

Любые операции с недвижи­мостью невозможны без уча­стия такой структуры, как Бюро технической инвента­ризации (БТИ), Чтобы купить, продать квартиру или провести в ней перепла­нировку, необходимо получить справ­ку-характеристику из бюро или соот­ветствующий разрешительный доку­мент. За каждую операцию госструкту­ра берет с потребителей около 70 грн., а за срочность выдачи документа и того больше - 100-180 грн. В итоге годовой оборот организации в Киеве может со­ставлять до 400 млн. грн.

Именно по этой причине за право управлять реестром недвижимого имущества уже не первый год ведут борьбу БТИ и Министерство юстиции. Теперь к двум претендентам присоеди­нился и третий участник, желающий поучаствовать в дележе, - Министер­ство жилищно-коммунального хозяй­ства Украины.

Официально к вопросу разделения полномочий БТИ и Минюст подошли в ходе реформы, которая длится уже не­сколько лет. Поскольку бюро - одна из наиболее старых и закоренелых струк­тур, полномочия которой закрепились еще в советскую эпоху, у многих участ­ников рынка имелись нарекания в ее адрес, что спровоцировало внесение из­менений в работу госоргана. Предпола­гается, что сейчас функции и полномо­чия БТИ будут дополнительно разделе­ны между двумя профильными ведом­ствами. Регистрацией прав собственно­сти будет заниматься Министерство юстиции, а функции инвентаризации и оценки перейдут в ведение органов, подконтрольных Министерству ЖКХ. Детали реформы разработает Межве­домственная комиссия по изучению во­проса функционирования БТИ.

400 МЛН. ГРН. в среднем составляет годовой оборот городского БТИ

В чем провинилось БТИ

На се­годняшний день БТИ - это коммуналь­ные предприятия, которые созданы ме­стными властями и подконтрольны им. Их основные функции - эксперт­ная оценка недвижимости, инвентари­зация объектов, регистрация прав соб­ственности и выдача справок-характе­ристик, без которых не может быть проведена ни одна операция с недви­жимостью. Существует несколько ос­новных причин, по которым прави­тельство всерьез заинтересовалось БТИ и приступило к реформированию системы. «Сегодня очень много наре­каний в адрес БТИ из-за его неорганизованности. Причина этого кроется в том, что старыми методами и способа­ми пытаются решить современные проблемы. Чтобы это исправить, необ­ходимо четко выписать правила рабо­ты бюро в соответствии с новыми усло­виями. Министерства должны обеспе­чивать БТИ нормативно-правовой ба­зой, а поскольку это испокон веков коммунальная структура, график, ре­жим и механизм работы для нее долж­ны отрабатывать городские власти», - считает начальник управления жилищной политики и жилищного хо­зяйства Владимир Кирюшин. Компа­нии, работающие на рынке недвижи­мости, недовольны работой БТИ и часто высказываются о непрофессиона­лизме этой структуры, в частности об­виняют в несоответствии данных в справках-характеристиках, выданных собственникам недвижимости. «За пятнадцать лет, которые я работаю с недвижимостью, я не встречал ни еди­ного технического паспорта на объект недвижимости, который полностью соответствовал бы фактическому мет­ражу. Понятия не имею, что у них там за математика, но уже классической стала ситуация, когда метраж, полу­ченный мною и БТИ, на порядок рас­ходится», - возмущается юрист агент­ства недвижимости «Альянс-Брок» Владимир Столитний.

Министр ЖКХ Александр Попов лоббирует передачу функций по оценке всего жилого фонда страны

По этой причине специалисты счи­тают, что функцию оценки более ло­гично передать независимым экспер­там или экспертам отдельного депар­тамента Министерства ЖКХ. Многие чиновники - лоббисты реформы - на­ряду с риелторами сходятся во мне­нии, что функция регистрации для БТИ явно лишняя. «По своей приро­де, изначально оно так и называется «бюро технической инвентариза­ции», это потом уже добавили «и ре­гистрации прав собственности». Пол­номочия БТИ - это проведение оцен­ки, регистрацией должно заниматься Министерство юстиции», - говорит генеральный директор агентства не­движимости «Кварт-Сервис» Виктор Несин.

Передача функции регистрации прав на недвижимое имущество также может существенно ускорить проведе­ние операций и упорядочить выдачу документов. Так, по словам Виктора Несина, справки, которые выдает БТИ в Киеве и Одессе, значительно отлича­ются от документов Ирпенского или Днепропетровского БТИ. «Если дан­ный механизм будет полностью пере­веден под юрисдикцию Минюста, этот документ будет одинаковым для каж­дого города, поскольку держателем ре­естра является министерство, а не коммунальное предприятие», - гово­рит г-н Несин.

Впрочем, существует и другое мне­ние. Как считает Владимир Кирюшин, переподчинение БТИ чревато злоупотреблениями со стороны «не­здоровых политических сил, которые делают это в корыстных целях». Бо­лее того, он отмечает, что в результате подобных изменений могут постра­дать клиенты. «БТИ - это архиводержатели. Вся важная информация, со­бранная десятилетиями, хранится на их информационных носителях. Если они будут утеряны, длительное время будет хаос», - утверждает г-н Кирюшин. Его мнение разделяет и гене­ральный директор компании «Будсер-висцентр» Александр Выдренко. «Я не знаю, что предлагает Министерство юстиции, какие улучшения условий работы оно гарантирует, но я уверен, что в процессе этой реформы хорошо не будет. При любом безвластии возникают трудности и на их почве - проблемы», - говорит он.

По словам генерального директора группы компаний «Планета Оболонь» Алексея Котенко, при реорганизации БТИ клиенты от реформы не выигра­ют, поскольку одно окошко, в кото­ром ранее выдавали все необходимые документы, разделится надвое или натрое. Большинство операторов рынка жилой недвижимости сходят­ся во мнении, что реформа БТИ - это не более чем перераспределение фи­нансовых потоков.

Частный интерес

Существует мнение, что основной причиной реорганизации системы является желание Министерства юстиции ввести единый налог на недвижимость, который требует наличия единого реестра прав собственности, вести который это ведомство будет единолично. Реестр прав собственности на недвижимое имущество был разработан еще в 2000 году. Через три года был взят курс на создание единой системы госрегистрации земельных участков и недвижимого имущества. При этом министерство рассчитывало, что система земельного кадастра будет включена в общий реестр Минюста. Однако надежды чиновников не оправдались, поскольку в том же году указом президента функции по государственной регистрации участков были переданы Госкомитету по земельным ресурсам. Летом 2004 ода полномочия ведомства были закреплены в Законе «О государствен­ной регистрации вещных прав на не­движимое имущество и их ограниче­ний», согласно которому БТИ прово­дят регистрацию объектов недвижи­мости до тех пор, пока не начнет дей­ствовать полноценная система органов регистрации прав.

Весной прошлого года ГП «Центр государственного земельного кадаст­ра» был целиком передан в управле­ние Министерству юстиции, естест­венно, не без прямого участия послед­него. Тем не менее, Закон «О государ­ственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их огра­ничений» до сего дня удерживает пол­номочия по формированию реестра за Госкомземом. «Теперь, когда Госкомзем целиком передан в ведение Мини­стерству природы, его роль в стране значительно ослабла. При этом вес­ной прошлого года Кабинетом Минис­тров были внесены изменения в за­кон, которые предусматривают, что систему органов госрегистрации прав составляют Минюст, государственное хозрасчетное предприятие, принадле­жащее к сфере его управления, а так­же его отделения на местах, являю­щиеся местными органами государ­ственной регистрации прав», - гово­рит Владимир Кирюшин.

Этапы реформы БТИ

2000 год

Министерство юстиции создает Реестр прав собственности на недвижимое иму­щество.

2003-2004 годы

Указом президента функции по гос­регистрации недвижимости переданы Госкомитету по земельным ресурсам. Полномочия ведомства закреплены в Законе «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременении».

Согласно документу, Бюро технической инвентаризации выполняют промежуточ­ную функцию: проводят регистрацию объ­ектов недвижимости до тех пор, пока не начнет действовать полноценная система органов регистрации.

2006 год

Министерству юстиции передается ГП «Центр государственного земельного када­стра» и функция регистрации прав соб­ственности на землю. Разработана новая редакция закона, которая предусматрива­ет, что систему органов госрегистрации прав составляют Минюст, государственное хозрасчетное предприятие, а также его от­деления на местах, являющиеся местными органами регистрации прав.

2007 год

Запланировано разделение функций и полномочий БТИ между Министерством юстиции и Министерством ЖКХ. Рассмат­ривается создание единого реестра и вве­дение налога на недвижимость.

Таким образом, вступление в силу новой редакции этого документа и контроль над БТИ предоставляют Минюсту возможность единолично контролировать регистрацию прав на недвижимое имущество. «Единая си­стема госрегистрации прав на недви­жимое имущество и их ограничений не должна создаваться в составе Госу­дарственного земельного кадастра. У его составляющих иная правовая природа. Возложение на Министер­ство юстиции полномочий по госу­дарственной регистрации позволит избежать сочетания в одном государ­ственном органе функций, которые могут привести к конфликту интере­сов», - утверждает министр юстиции Александр Лавринович. По его сло­вам, регистрация прав является сугу­бо юридической деятельностью, включающей в себя проверку фактов возникновения, изменения и прекра­щения прав на недвижимое имущест­во, для которой необходимы юриди­ческие знания.

В самом бюро технического обслу­живания против любой реструктури­зации. Как отметил начальник Киев­ского БТИ Василий Сенчук, вопрос на­лога на недвижимость можно решить иным, более либеральным путем. По его словам, если будет разрабатывать­ся соответствующий закон, в него сле­дует записать статью, «в которой гово­рится, что на протяжении полугода каждый собственник обязан встать на учет в налоговые органы для уплаты налога». Если собственник это требо­вание не выполняет, он, согласно вто­рому или третьему пункту данной ста­тьи, будет привлечен к администра­тивной, социально правовой и даже криминальной ответственности.

Что думает БТИ

В БТИ уверены, что перемен в ближайшем будущем не будет, поскольку на совещании, кото­рое состоялось в мае при участии Ан­тимонопольного комитета, Министер­ства юстиции, Министерства ЖКХ и других органов, было принято реше­ние усовершенствовать работу БТИ. «Вице-премьер Владимир Рыбак по­ставил задачу урегулировать расхож­дения, которые существуют сегодня между государственными органами и органами местного самоуправления, то есть между Министерством юсти­ции, государственным агентством зе­мельных ресурсов, бывшим Госкомзе­мом, городскими советами и областны­ми администрациями», - комментиру­ет Василий Сенчук.