(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

27.09.2007. Защита по стандартам ЕС (Кіевскій телеграфЪ)

Минюст озаботился правами туристов

Недавно на суд широкой общественности был представлен законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О туризме". Этот документ должен привести отечественное туристическое законодательство в соответствие со стандартами ЕС. Как отмечают разработчики документа, главная его цель — защита прав потребителей туристических услуг. В частности, законопроект расширяет перечень сведений, которые туроператоры должны предоставлять клиентам, а также устанавливает финансовую ответственность туроператоров за некачественно предоставленные услуги. Однако сами представители туристического бизнеса считают правильными и полезными далеко не все нормы законопроекта.

Как отмечают разработчики документа, на сегодняшний день отсутствуют достаточные гарантии предоставления потребителю установленного минимального комплекса туристических услуг, а также не в полной мере определены права потребителя в случае аннулирования комплекса туристических услуг или частичного его выполнения. Кроме того, говорится в анализе влияния регуляторного акта, на сегодня в результате недостаточного правового регулирования отношений между субъектами туристической деятельности и потребителями созданы условия, при которых недобросовестные туроператоры имеют возможность безответственно уклоняться от надлежащего выполнения договоров по предоставлению туристических услуг путем непредоставления потребителю документов, подтверждающих факт оплаты туристических услуг и гарантирующих их получение.

Все это, по мнению авторов законопроекта, не соответствует стандартам Европейского Союза, а потому в рамках общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС был разработан проект закона "О внесении изменений в закон Украины "О туризме".

Проект предлагает внести изменения всего в две статьи закона — 20-ю и 23-ю. В частности, в ст. 20 расширяет перечень сведений, которые туроператор должен предоставить туристу до заключения договора. Кроме уже привычных характеристик транспортных средств и отелей, правил въезда в страну и т. д., появились такие пункты, как, например, предостережения относительно осуществления поездки, в том числе противопоказания из-за определенных заболеваний или особенностей физического состояния. Кроме того, в случае принятия документа туроператор будет обязан заранее оговаривать категорию и степень комфортности отелей с описанием основных признаков комфортности, а также размер задатка и окончательные сроки расчетов, названия и адреса представительств туроператора, предоставлять информацию о дополнительном страховании затрат, связанных с разрывом договора по инициативе потребителя и т. д.

Эта же статья оговаривает порядок изменения цены турпродукта. В частности, законопроект оставляет возможность пересматривать стоимость только в определенных случаях: при необходимости учесть изменения транспортных тарифов, при изменении налоговых или таможенных ставок, а также при изменении курса валют, в которых выражается обязательство по предоставлению услуг. При этом изменение цены туристического продукта возможно не позже, чем за 20 дней до начала путешествия (действующее законодательство разрешает менять цену за 10, 5 или 2 дня до начала в зависимости от продолжительности тура), а увеличение цены не может превышать 5% первоначальной стоимости турпродукта. В случае если последнее условие не выполнено, турист имеет право отказаться от исполнения договора, а туроператор обязан вернуть ему все уплаченные ранее деньги.

Если же туроператору не удалось выполнить все взятые на себя обязательства, потребитель, согласно законопроекту, может требовать компенсацию в размере двойной стоимости туристического продукта. Правда, данная норма содержит оговорку: "если другое не предусмотрено договором". Так что жаловаться на этот пункт туроператорам не приходится.

А вот что действительно вызвало критику со стороны участников рынка, так это изменения в 23-й статье, согласно которым туроператоры обязаны будут вместе с договором выдавать клиенту ваучер, являющийся к тому же финансовым документом для расчетов между субъектами туристической деятельности. Разработчики документа считают, что такой ваучер поможет защитить права туриста, поскольку именно ваучер будет давать право требовать услуги, которые в нем указаны. Представители же туристического бизнеса считают, что никакой пользы он не принесет, а только усложнит документооборот и налоговую отчетность.

Впрочем, у представителей туристического бизнеса еще есть шанс повлиять на окончательный вид законопроекта. На данный момент он обнародован для обсуждения на сайте Минюста.