(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

14.03.2013. Нотариат по единой цене (СУДЕБНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ газета)

Цитаты:

«В Украине отсутствует единая система исчисления размера платы за услуги, которые предоставляются нотариусами, что приводит к установлению в регионах разных тарифов за одинаковые услуги», – А. Лавринович

«Украинцы не должны переплачивать за услуги нотариусов», – Д. Ворона

«Рассматривается возможность установления одинаковой стоимости нотариальных услуг, обязательность которых определена законодательством как для государственных, так и для частных нотариусов», – К. Чижмарь

__________________________________________________________________________________________________

Невзирая на то, что в разгар кампании по передаче нотариату полномочий по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним чиновники и сами нотариусы в один голос уверяли, что изменений в тарифах за оплату нотариальных услуг не ожидается, они все-таки произошли, причем не в лучшую для потребителя сторону. Основной массив изменений пришелся на долю частных нотариусов, которые не преминули взвинтить цены за оказание своих услуг.

Так, государственная регистрация (в регистрационном центре) права собственности на недвижимое имущество обойдется в 7 необлагаемых минимумов доходов граждан (119 грн) с каждого собственника. А за ту же услугу, оказанную частным нотариусом, клиенту, согласно проведенным «Судебно-юридической газетой» исследованиям, помимо пошлины, придется заплатить 1,5 тыс. грн (Голосеевский р-н), 2,5 тыс. грн (Дарницкий р-н) или даже 3,5 тыс. грн (Деснянский р-н).

Такая ситуация не могла ни привлечь внимание Министерства юстиции. В ходе общественных слушаний министр юстиции Александр Лавринович отметил, что на сегодня в Украине отсутствует единая система исчисления размера платы за услуги, которые предоставляются нотариусами, что приводит к установлению в регионах разных тарифов на одинаковые услуги. Как указал министр, это не соответствует требованиям ст. 24 Конституции, устанавливающей равенство граждан в своих конституционных правах.

Нотариальный сбор для бюджета?

Меры по уравнению в правах и обязанностях государственных и частных нотариусов изложены в законопроекте Минюста «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» относительно регулирования платы за совершение нотариальных действий», который имеется в распоряжении «Судебно-юридической газеты». Авторы законопроекта предлагают реанимировать нормы законодательной инициативы №10433 от 7.05.2012, предписывающие введение ставки нотариального сбора за предоставление дополнительных услуг государственными нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности. В исчерпывающий список дополнительных услуг, охватывающий 22 направления, вошли такие услуги, как, например, удостоверение договоров, доверенностей и завещаний; выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; проведение описи имущества физического лица, место пребывания которого неизвестно; наложение и снятие запрета на отчуждение недвижимого имущества; заверение подлинности подписи; совершение исполнительной надписи. Размеры ставок и порядок уплаты нотариального сбора, а также льготы по его уплате будут определяться Кабинетом министров Украины, а средства, поступающие от уплаты, направляться в Государственный бюджет.

Отметим, что согласно действующей редакции Закона «О нотариате» №3425-XII, большинство указанных услуг охватываются понятием «дополнительные услуги, не связанные с совершением нотариальных действий», а их стоимость устанавливается главными управлениями юстиции в АРК, областях, Киеве и Севастополе.

Справедливость Минюста

Минимальный размер платы за совершение нотариального действия частным нотариусом предполагается определять, исходя из того, что она не должна быть меньше ставки государственной пошлины, взимаемой государственным нотариусом за совершение аналогичного нотариального действия, и размера нотариального сбора за предоставление связанных с таким нотариальным действием услуг. Максимальный размер платы за совершение нотариального действия частным нотариусом будет состоять из минимального размера, увеличенного на размер нотариального сбора.

С такой позицией профильного министерства категорически не согласны ученые-эксперты аппарата Верховной Рады, ранее раскритиковавшие законопроект №10433. В частности, в их заключении говорилось, что запрет на снижение стоимости услуг частных нотариусов ниже минимального порога является нелогичным, а ограничение ценового диапазона – необоснованным. Сомнительным выглядит и предложение о разделении платы на государственную пошлину за совершение нотариальных действий и нотариальный сбор за предоставление услуг, связанных с совершением нотариальных действий. Поскольку снижения размера государственной пошлины в проекте не предполагается, это приведет к росту общего размера оплаты услуг, что не соответствует задаче проекта по минимизации расходов потребителей нотариальных услуг.

Также не до конца продуман перечень услуг, связанных с совершением нотариальных действий, на базе которого предлагается исчислять нотариальный сбор. Например, в него включены действия, которые не являются обязательными при совершении нотариального действия. Это может привести к навязыванию отдельным категориям потребителей необязательных нотариальных услуг, что противоречит идее проекта.

Откуда ноги растут?

Напомним, что еще в 2011 г., когда предложения о внесении изменений в закон о нотариате были на стадии разработки, директор департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Екатерина Чижмарь в одном из своих интервью обратила внимание на проблему очередей в государственных нотариальных конторах, вызванных высокой стоимостью услуг частных нотариусов. Среди других причин, обусловивших необходимость реформирования закона о нотариате, в числе основных представители Минюста и Нотариальной палаты называют «латинизацию» украинского нотариата, что подразумевает устранение государственного нотариата и предотвращение конкуренции в рядах нотариусов.

Соотношение цены и качества?

При этом сами нотариусы указывают на то, что при определении оплаты за совершение того или иного нотариального действия необходимо учитывать такой фактор, как важность дела. В частности, при совершении договоров и иных сделок в отношении недвижимости, исходя из профессиональной ответственности нотариуса перед сторонами, закономерным является повышение оплаты в зависимости от стоимости соответствующего имущества. Это повышение объясняется ростом профессионального риска. Такой подход нотариуса к определению суммы вознаграждения за свою работу является обоснованным, поскольку за выполнение своих профессиональных обязанностей нотариус несет полную материальную ответственность.

Также следует обратить внимание на то, что значительную часть рабочего времени нотариуса занимают консультации, направленные на предотвращение правовых конфликтов. Поскольку эта услуга нематериальна, измерением ее оплаты является потраченное время, поэтому ее довольно трудно оценивать. Определение оплаты с учетом времени, затраченного на подготовку к совершению нотариального действия, является актуальным, например, при ведении наследственного дела, когда трудно, а иногда и невозможно определить заранее все необходимые шаги, А, следовательно, необходимые для выполнения такой работы ресурсы.

Частные нотариусы призывают чиновников обратить внимание и на то, что согласно Закону №3425-XII они и без предложенных нововведений находятся не в равных условиях с государственными нотариусами. Так, государственные нотариальные конторы содержатся за счет госбюджета, тогда как деятельность частных нотариусов отнесена к независимой профессиональной деятельности и оплачивается самостоятельно. Тем более, если исходить из принципов, декларируемых странами латинского нотариата (в содружество которых стремится Украина), гонорары, получаемые нотариусом, должны быть не только справедливыми, но и достаточными. В таком случае становится очевидно, что достаточность в отношении частных нотариусов должна определяться в привязке к ценовому диапазону аренды недвижимости в месте расположения конторы, а никак не к минимальной заработной плате.

Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ:

Инна Емельянова, первый заместитель министра юстиции Украины

– Ограничение тарифов за оказание нотариальных услуг является правильным подходом при переходе на модель единого латинского нотариата при отсутствии государственного. При разработке законопроекта был учтен аналогичный опыт всех стран, в которых действует такая модель. Тарифы, представленные в законопроекте, рассчитаны, исходя из средней суммы тарифов за нотариальные услуги, установленных в разных регионах Украины. Более того, тарификация не раз обсуждалась совместно с Нотариальной палатой Украины. В ходе этих обсуждений было установлено, что данные тарифы являются достаточными для ведения нотариальной деятельности, а также покрытия всех расходов, обусловленных этой деятельностью. Следует понимать, что тарифы не разрабатывались для государственных или частных нотариусов. Первоочередной задачей, поставленной перед нотариатом, является переход на частный нотариат, который, безусловно, будет происходить постепенно.

Дмитрий Журавлев, замдиректора – начальник управления нотариата и финмониторинга департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Украины

– Законопроектом предусмотрен механизм расчета оплаты за оказание нотариальных услуг. На сегодняшний день их оплата регулируется двумя нормативными актами. Это ст. 31 Закона Украины «О нотариате», согласно положениям которой оплата услуг частного нотариуса производится по договоренности сторон, и Указом Президента «Об упорядочении взимания платы за совершение нотариальных действий» от 1998 г., в котором говорится, что частные нотариусы взимают плату не ниже ставки государственной пошлины. Законопроект предлагает несколько иную формулу расчета тарифов. Так, за оказание нотариальных услуг частный нотариус получит возможность взимать не только сумму госпошлины, но и сумму в размере нотариального сбора, который, в свою очередь, будет рассчитываться, исходя из размера минимальной заработной платы. Более того, тарификация присуща всем странам латинского нотариата, где отсутствует система договорной оплаты. Если мы говорим о том, что Украина перенимает данную модель нотариата, мы должны упорядочить тарификацию нотариальных услуг. Тем более, что такая позиция вытекает из положений экономических реформ Украины.

Сергей Лютый, вице-президент Нотариальной палаты Украины
– Вопрос о единых тарифах является одним из актуальных в связи с отсутствием в Украине единой системы вычисления размера платы за услуги, которые предоставляются нотариусами. Законопроектом предлагаются изменения в Закон Украины «О нотариате» относительно оплаты нотариальных действий как государственными, так и частными нотариусами. При этом предполагается установление минимального и максимального размера оплаты за нотариальные услуги, предоставляемые частными нотариусами. Данный законопроект после согласования и доработки будет выноситься на рассмотрение Верховной Рады с тем, чтобы четко установить перечень услуг, связанных с совершением нотариальных действий. К таким услугам предлагается отнести удостоверение договоров, доверенностей, завещаний, принятие мер по охране наследственного имущества, оформление наследства, выдачу свидетельств о праве собственности, проведение описи имущества и другие нотариальные действия. Ни частные, ни государственные нотариусы никоим образом не будут ограничены в своих правах и интересах. Этот законопроект необходим для урегулирования нотариальной деятельности. Он рассматривается Министерством юстиции, департаментом нотариата под руководством директора Катерины Чижмарь, Нотариальной палатой Украины. Мы готовы всячески поддержать данную законодательную инициативу.

«ПРОТИВ»

Юлия Жукова, нотариус

– Оплату за нотариальные услуги, по моему мнению, нельзя рассматривать, как устоявшееся явление. Следует учитывать такие факторы, как затраченное на то или иное действие время, а также другие ресурсы. Необходимо понимать, что различные нотариальные действия требуют от нотариуса различных материальных и нематериальных затрат. Более того, само ведение нотариальной деятельности в крупном городе и, например, в районном центре не может сравниваться, поскольку речь идет о таких категориях, как оплата аренды помещения, выплата заработной платы сотрудникам, охранные мероприятия, иные затраты.

«ЗА»

Владимир Попов, член совета Нотариальной палаты Украины

– В первую очередь Нотариальная палата стремится к тому, чтобы не было конкуренции среди нотариусов. Следует понимать, что частный нотариус не может восприниматься как частный предприниматель. Нотариус, независимо от того, частный он или государственный, имеет особый статус в системе юридический структур. Мы даже можем обратить внимание на то, что на печати каждого нотариуса отмечена его принадлежность к государственному (особо подчеркиваю это слово) реестру. Т. е. нотариус, независимо от формы своей деятельности, действует от имени государства, что накладывает на него определенные обязательства. Данный законопроект направлен на упорядочение нотариальной деятельности в Украине. По моему мнению, а также по мнению большинства нотариусов, принятие этого законопроекта является необходимым.

Международный опыт:

Германия. Оплата услуг немецкого нотариуса строго регулируется положениями т. н. порядка расчетов (KostO Kostenordnung), разграничивающего правовые области, в которых действует нотариус.

Франция. Стоимость услуг нотариуса установлена государством и зависит от суммы сделки. Эти услуги облагаются налогом на добавленную стоимость, которая составляет 19,6%.

Италия. Кассационный суд, ссылаясь на вступивший в силу Декрет Берсани 223/2006, в решении №3715/2013 от 4 марта 2013 г. подытожил, что нотариус в Италии является представителем свободной профессии, поэтому вправе устанавливать собственные тарифы. Однако стоимость услуг должна быть соотнесена с адекватным их выполнением и профессиональной этикой.

Чехия. В Чехии работает большое количество частных и государственных нотариальных контор. Услуги государственных нотариусов дешевле, чем частных, поскольку частный нотариус, в отличие от государственного, должен быть коммерчески застрахован, и финансовую ответственность за него в случае неисполнения обязательств несет страховая компания.

Россия. В соответствии со ст. 22 и 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате, цены нотариальных услуг являются фиксированными и не подлежат самостоятельному изменению. Вместе с тем, льготы на тарифы нотариальных услуг для юр- и физлиц, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, распространяются на таких лиц при совершении нотариальных действий как в государственной нотариальной конторе, так и частным нотариусом.