(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

17.06.2013Предъявлено к изменению (Юридическая правда)

И общество, и государство требуют реформ в сфере исполнительного производства

Степенью исполнения решений украинских судов недовольны и государственные органы, и граждане. Так, одни законодатели обращают внимание на необходимость расширения полномочий Государственной исполнительной службы Украины (ГИС), тогда как некоторые народные депутаты считают необходимым предотвратить излишнее «рвение» службы, декларируя охрану права граждан на «свободное время и отдых», а также защиту бизнеса от «рейдерства». В свою очередь, Министерство юстиции Украины недовольно эффективностью процедуры продажи имущества, на которое обращают взыскание государственные исполнители. Кроме того, в последнее время все чаще говорится также о проблемах исполнения решений Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Украины. По данным самой ГИС, в течение пяти месяцев 2013 года в органах ГИС находилось на исполнении 4,8 млн исполнительных документов, по которым предусматривается взыскание на сумму 288,8 млрд грн. Отметим, что масштаб проблемы соразмерен с доходной частью Государственного бюджета Украины на текущий год (362,8 млрд грн), что свидетельствует в пользу необходимости скорейшего разрешения проблем.

Против правил

В настоящее время ряд законопроектов, предусматривающих изменения в сфере исполнительного производства и полномочий исполнительной службы, находятся на рассмотрении парламентского комитета по вопросам правовой политики

Прежде всего, стоит обратить внимание на проект закона, способный повлиять на наполнение государственного бюджета. В то же время документ нельзя назвать популярным, поскольку он затрагивает интересы довольно широкой категории граждан — владельцев транспортных средств. Речь идет о проекте Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» (относительно процедуры взыскания по исполнительным документам)» (№ 2976), поданный депутатом Леонидом Байсаровым. В пояснительной записке автор проекта отмечает, что заняться законотворчеством его сподвигли обращения руководителей территориальных подразделений государственной исполнительной службы (ГИС): при составлении постановления об административном правонарушении по месту его совершения сам нарушитель не имеет (или сознательно не предоставляет) сведений о регистрационном номере своей карточки налогоплательщика, а на соответствующие запросы государственных исполнителей о получении ИНН должника органы налоговой службы отвечают отказом, ссылаясь на конфиденциальность и защиту персональных данных гражданина. Для того чтобы эффективно взыскивать штрафы за нарушение правил дорожного движения, государственный исполнитель должен быть наделен правом получать конфиденциальную информацию о лице из Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков (по письменному запросу, который содержит ссылку на номер открытого исполнительного производства). Таким образом, может быть сделано еще одно исключение из законодательства о защите персональных данных.

В защиту должника

Кроме того, в парламенте есть законопроекты, которые преследуют цель ограничить полномочия государственных исполнителей.

Заслуживает внимания законопроект, поданный депутатами от Коммунистической партии Украины, и зарегистрированный под № 1048 (относительно сохранения права собственности должника на единственное жилье и земельный участок, на котором оно размещено). Предлагается изложить статью 52 Закона Украины «Об исполнительном производстве» в новой редакции: обращение взыскания на единственное жилье должника не осуществляется, если жилье не превышает норму жилой площади, рассчитанную по закону на каждого человека, проживающего вместе с должником. Также эта норма распространяется на земельный участок, на котором находиться данное жилье. Напомним, что сегодня должник защищен иным образом: единственное жилье не взыскивается лишь тогда, когда сумма долга составляет менее десяти размеров заработной платы. Фактически новый подход не зависит от размера суммы, подлежащей взысканию, и в то же время зависит от такого фактора, как количество проживающих вместе с должником граждан. Не исключено, что в таком случае как раз недобросовестным должникам может стать выгодно «прописываться» в квартире, дабы избежать обращения взыскания на нее. Однако Министерство юстиции Украины и ГИС настояли на том, что такой подход, позволяющий уклониться от исполнения решений, может привести к ухудшению ситуации в этой сфере. Возможно, следует прописать нормы, предотвращающие подобные злоупотребления (например, порядок подтверждения факта действительного совместного проживания). Но все же комитет по вопросам правовой политики рекомендовал отклонить данный законопроект.

В то же время шансы на принятие имеет другой документ, нацеленный на защиту должников, — «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» (относительно времени проведения исполнительных действий)» (№ 2159). Его автором является народный депутат Украины Татьяна Слюз. Предлагается установить, что исполнительные действия проводятся государственным исполнителем в рабочие дни не ранее 9.00 и не позднее 18.00. Тогда как сегодня это возможно делать в промежуток с 6 часов утра до 22 часов ночи. Производство исполнительных действий после 18.00 допускается в том случае, если неисполнение решения создает угрозу жизни или здоровью граждан либо если необходимо продолжить уже начатые исполнительные действия. Для определения конкретного времени проведения исполнительных действий, а также в случае необходимости их продолжения, государственным исполнителем выносится постановление, которое утверждается начальником отдела, которому он непосредственно подчинен. Задачей законопроекта является защита прав граждан на свободное время и отдых, а также защита хозяйствующих субъектов от рейдерства. Автор законодательной инициативы утверждает, что сегодня государственные исполнители могут наведаться в такое время, когда получение правовой помощи может оказаться невозможным. Несмотря на критику Минюста, профильный комитет все же рекомендовал принять документ за основу.

Аукцион невиданной щедрости

Министерство юстиции Украины, ведя борьбу против усложнения процедуры взыскания имущества, также разрабатывает нормативные акты, позволяющие более эффективно распоряжаться взысканными материальными благами. Так, был обнародован проект приказа Министерства юстиции Украины «Об утверждении Порядка реализации арестованного имущества». Этот документ внедряет давно обсуждаемую идею продажи арестованного имущества через Интернет. По нынешнему временному Порядку публичные торги и аукционы по реализации арестованного имущества проводятся в определенном месте и требуют личного присутствия зарегистрированного участника. Новый же документ обещает сделать доступ к аукциону абсолютно свободным.

Согласно проекту, организатор проводит торги (аукцион) в течение двух месяцев со дня заключения договора (не позднее, чем за 15 дней до проведения аукциона на веб-сайте размещается объявление). В анонсе, в частности, указывается крайний срок подачи заявок на участие в торгах. Также предусмотрено, какие данные о товаре должны быть опубликованы. К примеру, если реализации подлежит целостный имущественный комплекс предприятия или его структурное подразделение, то в информации об имуществе дополнительно указываются: объем и основная номенклатура продукции (работ, услуг), в том числе экспортной; количество и состав рабочих мест; сведения о зданиях (сооружениях, помещениях) и земельном участке, на котором расположен имущественный комплекс.

Для участия в торгах (аукционе) заинтересованное лицо проходит процедуру регистрации на веб-сайте, уплачивает гарантийный взнос в размере 5 % от стартовой цены лота на счет организатора и подает заявку на участие в торгах (аукционе) по форме, размещенной на веб-сайте. Заявка на участие в торгах (аукционе) подается вместе с копией документа, подтверждающего уплату гарантийного взноса (подписывается электронной цифровой подписью). Аукцион проводится в рабочий день с 10.00 до 18.00. Важно то, что торги прекращаются, если в течение часа не поступают ценовые предложения на шаг выше предыдущих. Если в течение одного часа с начала торгов не поступило ни одно ценового предложения, торги (аукцион) считаются несостоявшимися.

На самом деле электронной формой отличия не исчерпываются. Так, вводится понятие «шаг торгов (аукциона)» — это фиксированная организатором торгов (аукциона) надбавка, на которую в ходе торгов осуществляется повышение стартовой и каждой следующей цены лота. Шаг торгов (аукциона) составляет 5 % стартовой цены, если стоимость имущества — от 1 грн до 10 000 грн включительно, 3 % стартовой цены, если стоимость имущества — от 10 001 грн до 100 000 грн включительно, 2 % стартовой цены, если стоимость имущества — от 100 001 грн до 1 000 000 грн включительно, 1 % стартовой цены, если стоимость имущества — от 1 000 001 грн и более.

Кроме того, в срок до десяти дней стороны исполнительного производства могут подать возражения против стоимости (оценки) имущества. Говорится и то, что размер вознаграждения за предоставленные услуги по реализации арестованного имущества не должен превышать, с учетом затрат на организацию и проведение реализации имущества и налога на добавленную стоимость, 15 % от стоимости имущества.