(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

16.09.2013 Елена Лукаш: «Реформирование законов, регламентирующих выборы, — необходимое условие для подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом» (Факти)

Елена Лукаш: «Реформирование законов, регламентирующих выборы, — необходимое условие для подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом»

Участники круглого стола, организованного главным юридическим ведомством страны, обсудили перспективы принятия в Украине Избирательного кодекса

Еще до проведения саммита «Восточного партнерства», на котором Украина рассчитывает подписать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, наше государство должно продемонстрировать прогресс в реформировании ряда сфер, начиная от борьбы с коррупцией и заканчивая усовершенствованием судебной системы. Верховная Рада уже приняла ряд «евроинтеграционных» законов, но есть и такие, которые еще только ожидают парламентского вердикта или же находятся на стадии разработки.

В Минюсте ожидают экспертную оценку ОБСЕ и Венецианской комиссии по поводу проекта избирательного закона

Летом этого года Министерство юстиции подготовило законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся совершенствования законодательства по вопросам проведения выборов». Текст документа был доработан с учетом мнения европейских экспертов и направлен на рассмотрение Венецианской комиссии и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Минюсте ожидают, что ОБСЕ определится с выводами до конца этого месяца, а Венецианская комиссия скажет свое слово в октябре.

«Мы очень ждем окончательные выводы относительно закона о выборах народных депутатов Украины, чтобы неотложно наработать и направить в Верховную Раду законопроект. Внесение изменений в избирательное законодательство является необходимым условием для подписания соглашения в Вильнюсе», — заявила министр юстиции Елена Лукаш на круглом столе, посвященном вопросам реформирования избирательного законодательства.

Нынешний круглый стол уже второе мероприятие, организованное Министерством юстиции по данной проблематике. Главной темой встречи юристов и политологов была заявлена кодификация избирательного законодательства. Дело в том, что на данный момент процедура подготовки к выборам, непосредственно их проведение, формирование избирательных комиссий и прочие аспекты регламентируются различными законами. А в некоторых европейских странах, а также ряде бывших советских республик руководствуются единым документом — избирательным кодексом. В этом своде законов прописываются все процедуры организации и проведения выборов: от правил формирования территориальных комиссий до ответственности за нарушения избирательного законодательства.

Среди украинских политиков и экспертов в настоящее время нет единого мнения относительно необходимости принятия избирательного кодекса. Так, народный депутат из фракции Партии регионов Дмитрий Шпенов отметил, что сегодня сложно однозначно ответить на вопрос, нужен ли Украине такой документ. «Учитывая международный опыт, можем отметить, что единые европейские подходы к этому вопросу также отсутствуют», — отметил он и добавил, что эксперты в этой области еще не пришли к единому мнению об оптимальной модели избирательной системы. Парламентарий напомнил, что кодифицированный акт не является более защищенным от внесения в него изменений, однако явные плюсы такого документа — единство регулирования, устранение противоречий и разногласий между действующими актами, а также унификация похожих избирательных и процедур референдума.

А декан юридическо-психологического факультета Национальной академии внутренних дел МВД Украины Владислав Федоренко отметил, что положительным моментом кодификации избирательного законодательства можно считать то, что это позволит избежать двойных стандартов в трактовке одних и тех же процедур, а отрицательным — тот факт, что не всегда и все моменты на практике можно унифицировать. «У каждых выборов — парламентских, местных, президентских — есть свои нюансы. Это же касается и аспектов проведения референдумов... Не всегда кодификация является синонимом совершенствования законодательства», — добавил эксперт.

«Законодательство должно быть прозрачным и демократичным»

Впрочем, глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбинский, выступая на круглом столе, говорил не столько о кодификации, сколько о гармонизации избирательного законодательства. Он, в частности, подчеркнул тот аспект, что все дискуссии по данной проблематике должны проходить под эгидой наибольшей выгоды для украинского народа. «Законодательство должно быть прозрачным и демократичным», — отметил Ян Томбинский. По его убеждению, избирательный процесс должен быть абсолютно понятен избирателю. «Если в стране существуют разные правила для разных выборов, то это лишь усложняет ситуацию. Необходимо фиксироваться не на самих выборах, а на избирателях. Они должны знать все об избирательных процедурах», — добавил еврочиновник.

В ходе круглого стола была затронута и тема довыборов народных депутатов Украины в пяти так называемых проблемных округах, назначенных на 15 декабря. В связи с этим оппозиционный народный депутат Руслан Князевич заявил, что избирательное законодательство неплохо было бы усовершенствовать еще до старта предвыборной кампании. Однако Елена Лукаш выразила сомнения в том, что это возможно в ближайшее время. Во-первых, все еще нет рекомендаций Венецианской комиссии и ОБСЕ по этому поводу. Во-вторых, министр считает, что если 220 парламентариев избирались по одним правилам, то и оставшиеся должны избираться так же. «Если же парламент решит изменить правила для этих пяти, мы выполним решение законодателей», — добавила министр.

Подводя итоги работы мероприятия, Елена Лукаш сказала: «Политики, ученые и представители общественности единодушны в том, что избирательное законодательство необходимо, как минимум, гармонизировать, и, как максимум, наработать такой документ, как Избирательный кодекс».

Как известно, Ян Томбинский выразил надежду, что к Вильнюсскому саммиту Украина выполнит все пункты программы реформ, необходимых для подписания Соглашения об ассоциации. В том числе и усовершенствует избирательное законодательство. В связи с этим министр юстиции отметила: «Евросоюз не говорит, что мы должны разработать, принять и проголосовать избирательный кодекс еще до ноября. На сегодняшний день речь идет о гармонизации избирательных процессов и ликвидации недостатков законодательства, которые привели к пиковым ситуациям во время парламентских выборов 2012 года. Если Украина покажет прогресс, то вероятность подписания соглашения об ассоциации с ЕС будет очень высока».