(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

26.08.2015 Чиновникам собираются запретить требовать справки с октября (Сегодня.ua)

Все необходимые данные госслужащие возьмут из госреестров. Эксперты: это избавит от коррупции и аферистов

С октября Минюст готовит "справочную революцию": госструктурам собираются запретить требовать у украинцев любые бумажные справки, выписки, документы о рождении, семейном положении и т. д.

Об этом заявила первый замминистра юстиции Наталья Севостьянова, подчеркнув, что подобная практика давно применяется во всем мире. Как разъяснили нам в пресс-службе Минюста, госслужащие будут получать нужные им справки и прочие документы граждан самостоятельно, в электронном виде — для этого им откроют бесплатный доступ к электронным госреестрам, в которых содержится необходимая информация о самом человеке, его семейном (холост, женат/замужем, в разводе, умер), имущественном (чем владеет, на каком основании) и другом положении (не судим ли, не находится ли под следствием, платит ли алименты, выдавал ли доверенности, составлял ли завещания и не аннулированы ли они и т. д.). В свою очередь, гражданам при необходимости также бесплатно предоставят документы и справки из открытых реестров. 

В Минюсте вчера свои намерения подтвердили, уточнив: с 1 октября для получения сведений из госреестров юрлиц и физлиц-предпринимателей и вещных прав бумажных справок требовать не будут.

"Минюст сейчас рассматривает варианты расширения электронных сервисов", — ответили нам. Но революция коснется только госструктур. Частные организации по-прежнему будут требовать от людей справки. Например — в коммунальных структурах (обл- и горгазы, облэнерго), при оформлении льгот на ЖКУ, нужна из жэка форма №3 о составе семьи. Это требование сохранится.

КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ. Сейчас при Минюсте действует госпредприятие "Информационный центр", которое ведет 17 реестров, охватывающих все сферы жизни граждан. Наиболее востребованы для физлиц реестры: вещных прав на недвижимость, отягощений (запрет распоряжаться, пользоваться) на движимое имущество, на наследство, гражданского состояния, исполнительных производств, выданных доверенностей.

Еще 4 реестра уже не ведутся, так как дублируют действующие реестры, но могут быть использованы как архивы: реестры баз персональных данных, ипотек, прав собственности на недвижимое имущество и запрета на отчуждение недвижимого имущества.

По словам IT-специалиста Павла Коваленко, технически оформить доступ к госреестру несложно и не очень дорого: надо зарегистрировать всех чиновников, которые получат такое право в ГП "Информационный центр", дать им пароль доступа к соответствующим сайтам, где размещены реестры, и установить программу защиты на компьютер.

ЭКСПЕРТЫ. Юристы о планах Минюста знают, и инициативу поддерживают. А вот экономисты опасаются утечек информации.

"Возможность для чиновников самим взять любую информацию из госреестра ударит по коррупции: гражданам не придется давать мзду как за решение вопроса без справки, так и за справку там, где ее должны выдать. Не говоря уже о банальной экономии времени и сил, — говорит юрист Владимир Столитний. — Плюс доступ ко всем базам данных и автоматическое их обновление позволят проверить, действителен ли документ, который предъявил гражданин.

В моей практике был случай, когда человек, получивший доверенность на право распоряжаться чужим имуществом, хотел продать квартиру доверителя уже после того, как тот... умер! Ведь в реестре доверенностей она по-прежнему числилась как действующая, хотя в другом реестре, гражданского состояния, доверитель уже зарегистрирован как умерший, что автоматически отменяет выданную им доверенность! Но нотариус доступа к этому реестру сейчас не имеет. Если бы я не потребовал проверить, жив ли доверитель (он был преклонного возраста, а доверенность выдана давно), жулику удалось бы провернуть аферу. Таких примеров много".

А вот президент Украналитцентра Александр Охрименко опасается утечки информации: "Сведения из реестров могут начать продавать чиновники, имеющие к ней доступ. Из соображений безопасности придется ограничить круг таких лиц, например, начальником отдела. Но это увеличит очереди".