(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

05.10.2015 Ни в одной стране не существует 100% исполнения судебных решений, – С.Шкляр, заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы (Юридическая Практика)

Среди причин неисполнения на Украине С.Шкляр называет низкую зарплату исполнителей, их перегруженность и общее состояние экономики

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что за 8 месяцев этого года Государственная исполнительная служба (ГИС) взыскала 2,1% суммы, которая подлежала взысканию. Что мешает эффективной работе ГИС, «Юридическая практика» решила узнать у заместителя министра юстиции по вопросам исполнительной службы Сергея Шкляра. Г-н Шкляр, отвечая на наш вопрос, отметил следующее:

«Прежде всего, следует обратить внимание, что на сегодня ни в одной стране не существует 100% исполнения судебных решений, а при анализе эффективности системы важно четко понимать, о каком именно показателе исполнения идет речь. Так, приведенная цифра 2,1% касается решений, исполненных фактически в полном объеме. В то же время, показатель сумм по решениям, которые возвращены без исполнения в связи с отсутствием имущества должника, на которое может быть обращено взыскание, составляет более 15%. Именно последний показатель принимается для общей оценки деятельности исполнительных служб даже в ведущих юрисдикциях, таких как Германия. Впрочем, безусловно, и такой показатель в нашей стране остается неудовлетворительным.

Оценка ситуации по исполнению решений в нашем государстве свидетельствует о существовании ряда проблем, которые негативно влияют на ее действенность, которые имеют как субъективный, так и объективный характер. Среди основных можно выделить такие

  • перегруженность в работе государственных исполнителей (более 1500 исполнительных производств в год на 1 исполнителя) вследствие большого количества незакрытых вакансий, что составляет более 20% (фактическая численность государственных исполнителей является на 1276 государственных исполнителей меньше, чем предусмотрено штатным расписанием - 6057 государственных исполнителей);

  • низкая заработная плата исполнителей, что приводит к первой проблемы - невозможности укомплектования органов государственной исполнительной службы квалифицированными работниками, а также создает коррупционные риски в деятельности государственных исполнителей;

  • ограниченное материально-техническое обеспечение вследствие недостаточного финансирования органов;

  • ненадлежащая информационно-технологическая поддержка процесса исполнения решений и отсутствие электронного взаимодействия с другими органами власти и непосредственного доступа к реестрам, которые содержат информацию о должнике и его имуществе, что существенно замедляет выявления имущества должников;

  • неэффективное законодательство, регулирующее процедуру исполнительного производства, прежде всего - наличие законодательно установленных мораториев по обращению взыскания на имущество отдельных должников. В целом, следует отметить, что в настоящее время более 10% сумм, от тех, которые подлежат взысканию, не могут быть взысканы в связи с имеющимися мораториями, а также другими обстоятельствами, которые препятствуют совершению исполнительных действий;

  • общенациональные экономические факторы, которые влияют на (не) платежеспособность должников, а, следовательно, и на эффективность исполнения, ведь ни для кого не секрет, что многие юридические и физические лица должников являются де-факто банкротами (хотя еще и не признаны де-юре) и не имеют никаких активов, на которые может быть обращено взыскание. Сейчас около 15% процентов сумм, подлежащих взысканию, это те, исполнительные документы по которым возвращены взыскателям в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и эта цифра растет как следствие углубления экономического спада;

  • временная оккупация Крыма и проведение антитеррористической операции в некоторых районах Донецкой и Луганской областей сами по себе добавляют значительное негативное влияние на экономические факторы (предыдущая причина) и фактически делают невозможным проведение любых исполнительных действий на этих территориях, что при условии продолжения вынесения судебных решений по должникам из этих регионов только наращивает негативную статистику исполнения».