(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

13.03.2007. Виктория Тисногуз: “Первые частные исполнительные службы появятся в Украине через 2-3 года” (Бизнес )

О РАБОТЕ ГИС


—В 2006 г. эффективность работы государственной исполнительной службы составила около 55%. Чем объясняются столь невысокие показатели?

—Дело в том, что действующее законодательство содержит множество ограничений для государственного исполнителя в вопросах исполнения тех или иных документов. К примеру, исполнитель должен взыскать с предприятия, находящегося в состоянии банкротства, заработную плату или компенсацию за причинение ущерба здоровью. Для этого он накладывает арест на имущество и денежные средства предприятия. Но должник обжалует такое решение, что приводит к отсрочке выполнения исполнительных документов. Исполнители проводят все необходимые действия, но взыскать деньги с людей, у которых нет ни работы, ни имущества, просто невозможно.

— Специалисты жалуются, что для исполнения решения суда в срок исполнителей приходится стимулировать финансово, и в большинстве органов исполнительной службы уже сложилась стойкая система "откатов"...

Нам известны факты, когда исполнитель по большинству находящихся у него в производстве дел никуда не спешит, а по отдельному производству делает все очень оперативно. Однако, не имея соответствующих доказательств, нельзя утверждать, что этот исполнитель берет взятки. Поверьте, мы всегда контролировали и продолжаем контролировать работу исполнителей. Но необходимо учитывать, что в Украине насчитывается более 7 тысяч исполнителей, и текучесть кадров в ГИС очень велика. Приходит к нам, как правило, молодежь, которая не имеет опыта работы или не выдерживает большой нагрузки. Людей, работающих в ГИС более трех лет, не говоря уже о сотрудниках с пяти- или десятилетним стажем, у нас не более 20%.

—И тем не менее, каковы результаты борьбы ГИС с коррупцией в рядах своих сотрудников?

В минувшем году против сотрудников ГИС в связи с нарушением требований Закона "О борьбе с коррупцией" было составлено 63 протокола об административных правонарушениях.

По 20 протоколам к нарушителям были применены санкции в виде штрафов и предупреждений. Оставшиеся дела были в основном закрыты вследствие отсутствия состава нарушения. Кроме того, в 2006 г. Сектор внутреннего контроля Департамента ГИС провел 15 проверок территориальных органов ГИС.В результате 11 человек были привлечены к дисциплинарной ответственности.

—По сравнению с общим количеством исполнителей в Украине, случаи привлечения их к ответственности единичны. Вам не кажется, что существующий порядок борьбы с коррупцией в ГИС малоэффективен?

Уже в текущем году мы ужесточим контроль над работой исполнителей. И если за исполнителем будет замечена систематичность сверхоперативного выполнения решений по отдельным делам, то его руководитель на административном уровне решит, что делать с таким подчиненным. Кроме того, мы возлагаем большие надежды на внедрение Единого государственного реестра исполнительных производств, который позволит руководителям органов ГИС отслеживать ситуацию. Действующий реестр сделает невозможным "ускоренное" выполнение решений, поскольку исполнитель будет обязан строго соблюдать процедуру исполнения решений. Это отобьет у многих исполнителей желание хитрить.

— Сколько жалоб от граждан и юридических лиц получили органы ГИС в минувшем году?

— В 2006 г. только Департамент ГИС получил более 16 тыс. обращений(по Украине — свыше 82 тыс.). Основания для обращений самые разные. Но чаще всего они касались невыполнения решений судов о взыскании средств и алиментов. Также Департамент получил больше 1 тыс. жалоб на действия (бездействие) органов исполнительной службы. Иногда эти жалобы объективны, но чаще всего в них отражена субъективная точка зрения заявителя. В частности, за весь минувший год мы получили только 243 обоснованные жалобы. Появилась также тенденция, когда должники жалуются на исполнителей за то, что те вовремя исполняют решения судов. Скажу откровенно, это даже приятно, поскольку такие сигналы свидетельствуют об эффективной работе исполнителей.

— Закон предоставляет две возможности обжалования действий исполнителя: путем обращения к его руководству или в суд. Какой из этих способов, на ваш взгляд, более эффективен?

— Я считаю, что если проблема возникает, то ее нужно решать с людьми, которые ее создают. Для начала стороне необходимо обратиться к начальнику соответствующего органа ГИС. Если он не сможет обеспечить исполнение, направить обращение к начальнику областного отделения ГИС. Если же и он не поможет, стороне стоит обратиться в Департамент. Доводить дело до суда — это уже крайняя мера. Гораздо эффективнее решать вопросы на месте.


О КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ


—На сегодняшний день Минюст практически закончил формирование руководящего состава ГИС в регионах. Принимали ли вы участие в подборе руководителей областных отделений ГИС?

—Конечно. Мы очень серьезно подошли к вопросу кадровых назначений и провели собеседование с каждым кандидатом на должность руководителя областного отделения, заместителя руководителя и начальника отдела принудительного исполнения. За время моего отсутствия в ГИС (с октября 2005 г. по ноябрь 2006 г. — Ред.) в системе появились новые люди, которых я мало знала ранее. Поэтому мне хотелось с ними пообщаться и увидеть, насколько они профессиональны. Помимо результатов собеседования, при принятии решения о назначении на должность учитывались показатели и результаты работы кандидатов. Кадровому подбору я посвятила целый месяц. И думаю, что нынешний состав будет достаточно эффективным. Надеюсь, что в конце года мы получим хорошие результаты.

—То есть у руководителей областных отделений ГИС будет целый год для того, чтобы доказать свою профпригодность?

—Нет, новые руководители назначены с испытательным сроком в 3 или 6 месяцев. Многие из них работали раньше начальниками отделов или начальниками городских отделений ГИС. Новые объемы их работы несравнимо больше предыдущих, поэтому очень сложно спрогнозировать, справится ли человек с таким грузом. Ведь руководитель должен быть не просто профессионалом, он должен иметь хорошие организаторские способности. Важны также подходы и методы его работы, отношения со всеми органами власти, с которыми ГИС контактирует.

—Были ли после вашего возвращения в ГИС случаи, когда Департамент рекомендовал уволить определенных исполнителей из-за обилия жалоб на их работу?

—На сегодняшний день в ГИС идет процесс реорганизации: старая структура ликвидируется, а ее сотрудники переводятся в новую. При осуществлении перевода Департамент рекомендовал учитывать эффективность и показатели работы каждого исполнителя по результатам 2006 г. Кроме того, Департамент проанализировал работу в каждой области по обращениям граждан и юридических лиц. Список исполнителей, которые чаще всего попадали в число "нерадивых", мы передали руководителям областных отделений ГИС, чтобы они при переводе людей учитывали также наличие замечаний к их работе. Надо либо предложить таким работникам должность, которую они заслуживают, либо вообще попрощаться с ними.

—Со сколькими сотрудниками ГИС уже попрощалась?

—Пока такой информацией я не располагаю. Она появится после завершения процедуры реорганизации, т.е. примерно через месяц-полтора.


О ПЕРСПЕКТИВАХ ГИС


—Когда будет завершена работа по внедрению Единого государственного реестра исполнительных производств?

—Работа по внедрению реестра ведется постоянно. Фактически работа по его созданию была начата еще в 2004 г., а в 2005 г. в него уже было внесено более 1,3 млн исполнительных документов. Однако в минувшем году активность спала, и в реестр попали всего 943 тыс. документов. Во многом это связано с реформированием Департамента ГИС в середине 2005 г. и с предоставлением ему статуса правительственного органа. С возвратом в январе этого года ГИС прежнего статуса департамента Минюста работа над реестром активизировалась. Сегодня из 713 территориальных органов ГИС к реестру подключено 664, т.е. 93%. Остальные 49 органов остаются неподключенными по техническим причинам. Однако даже в подключенных к реестру органах не все исполнители могут им пользоваться. Он, как правило, установлен всего на 1-2 компьютера (остальные не соответствуют минимальным требованиям для установки нужного программного обеспечения), что замедляет процесс его наполнения. Недостаточное бюджетное финансирование не позволяет нам закупить всю необходимую технику. Поэтому для этих целей мы используем часть собранного нами исполнительного сбора, а кроме того, ведем переговоры со Всемирным банком и другими донорами, которые хотят поучаствовать в проектах по борьбе с коррупцией и других программах.

— Смогут ли граждане и юридические лица получать информацию из реестра?

— Да, юридические и физические лица, участники исполнительного производства, смогут получать информацию из реестра относительно должников и арестованного имущества.

— Когда это станет возможным?

—Когда реестр заработает в полном объеме.

—Станет ли нынешнее реформирование ГИС последним или вы последуете зарубежному опыту введения частных исполнительных служб?

—Я не могу сказать, что это было последнее реформирование службы и мы будем продолжать работать в нынешнем режиме. Практика частной исполнительной службы имеет свои позитивные стороны. Однако нам необходимо определиться, каким образом реализовать эту модель, учитывая экономическое состояние Украины. Поэтому в текущем году мы планируем изучить опыт стран, в которых были успешно внедрены частные исполнительные службы. В частности, речь идет о Словении, Венгрии, Румынии и Франции. В некоторых из этих стран государственные исполнительные службы были ликвидированы, в некоторых частные сосуществуют наравне с государственными. Мне кажется, что отдавать всю исполнительную систему на откуп частников было бы неправильно.

Ведь у нас есть много резонансных дел, которые затрагивают государственные интересы. Такими делами должны заниматься только государственные исполнители. Думаю, что первые частные исполнительные службы появятся в Украине уже через 2-3 года.


ВИКТОРИЯ ТИСНОГУЗ, директор Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины

ОБРАЗОВАНИЕ: Киевский национальный экономический университет, магистр по правовому регулированию экономики (2000 г.).

КАРЬЕРА: 1988-1999 гг. — судебный исполнитель Днепровского районного народного суда г.Киева; 1999-2001 гг. — заместитель начальника, начальник отдела государственной исполнительной службы Старокиевского районного управления юстиции г.Киева; 2001-2002 гг. — заместитель начальника отдела государственной исполнительной службы Шевченковского районного управления юстиции г.Киева; 2002-2004 гг. — заместитель начальника управления — начальник отдела государственной исполнительной службы Киевского городского управления юстиции; 2004 г. — заместитель директора департамента — начальник отдела принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины; 2004-2005 гг. — директор Департамента государственной исполнительной службы Минюста; 2006 г. — директор ООО "Юридическая компания "Приоритет права"; 2006-2007 гг. — директор Государственного департамента исполнительной службы Украины; с 2007 г. — директор Департамента государственной исполнительной службы Минюста.

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: замужем, две дочери.

УВЛЕЧЕНИЯ: горные лыжи, плавание.