(044) 486–71–56 – Пряма телефонна лінія для допомоги жителям Автономної Республіки Крим, Донецької, Луганської областей та з питань діяльності Міністерства юстиції і підпорядкованих органів.         0–800–213–103 – телефонний номер системи безоплатної правової допомоги для людей, які зазнали кримінального або адміністративного переслідування. Дзвінки зі стаціонарних телефонів в межах України безкоштовні.         «Гаряча» телефонна лінія для працівників органів юстиції АР Крим. Звертатися можна за телефоном: (044) 486-71-56.         До уваги неурядових організацій, вищих навчальних закладів та інших установ! Урядовим уповноваженим у справах Європейського суду з прав людини розроблено анкету для осіб, постраждалих внаслідок порушення їх прав, гарантованих Конвенцією про захист прав людини і основоположних свобод, Російською Федерацією на окупованій території Автономної Республіки Крим та м. Севастополя, а також у Донецькій та Луганській областях України, та методичні рекомендації для її заповнення.         До уваги осіб, які бажають звернутися до Європейського суду з прав людини! У зв'язку зі змінами, внесеними до Правила 47 Регламенту Європейського суду з прав людини, з 01 січня 2016 року було оновлено формуляр заяви та пояснювальну нотатку для його заповнення. З вказаними документами Ви можете ознайомитись у рубриці «Захист інтересів держави в Європейському суді» на офіційному сайті Міністерства юстиції України
Розпочав роботу новий сайт Міністерства юстиції України >>
Міністр юстиції України Петренко Павло Дмитрович
Петренко Павло Дмитрович
Міністр юстиції України

01.06.2007. Кто спрятался, тот и виноват! (Юридическая практика)

Во время проверки деятельности нотариуса особое внимание будет уделяться рабочему помещению

«Юридическая практика»

Если при появлении на должности министра юстиции Украины Александра Лавриновича реформа нотариата звучала лишь как планы на будущее, то постепенно они стали реализовываться в действительности. Вполне логичным после выдвижения новых требований к рабочим местам частных нотариусов стало внесение изменений в Порядок осуществления контроля за соблюдением требований законодательства частными нотариусами во время исполнения ими своих обязанностей (Порядок), которые как раз и предусматривают порядок проведения проверок рабочих помещений нотариусов. Отметим, что уже 19 мая с.г. Порядок вступил в силу, следовательно, подготовку своего рабочего помещения к визиту чиновников уже пора начинать.

Зачем проверяем?

Итак, контроль за соблюдением требований законодательства частными нотариусами во время исполнения ими своих обязанностей, прежде всего в виде проверок, осуществляется уполномоченными представителями Министерства юстиции, управлений юстиции. К проверкам могут быть привлечены представители отделов нотариата управлений юстиции, а также государственные нотариусы. При этом проверка работы частного нотариуса осуществляется в помещении, являющемся его рабочим местом.

Проверке подлежат: соответствие рабочего места частного нотариуса установленным требованиям; соответствие осуществленных нотариальных действий требованиям законодательства и определение уровня качества предоставления нотариальных услуг; установление причин, вследствие которых допущены нарушения законодательства. Кроме того, задачами проверки являются: предоставление частному нотариусу рекомендаций по устранению причин, вследствие которых допущены нарушения; обобщение результатов проверок с целью определения типичных нарушений; распространение положительного опыта работы частных нотариусов по организации нотариальной деятельности и обслуживанию населения.

Проверки могут быть комплексными (проверка всех направлений деятельности частного нотариуса), целевыми (проверяется один или несколько вопросов деятельности), контрольными (повторными, назначенными в случае выявления нарушений законодательства или существенных недостатков в работе частного нотариуса, в ходе которых проверяется устранение частным нотариусом выявленных проверкой нарушений, а также деятельность нотариуса после ее проведения).

Отметим, что проверками нотариусов в других государствах занимается не только Минюст. Так, в Испании и Латвийской Республике судьи первой инстанции в любое время, когда сочтут необходимым, могут посещать нотариальные конторы, находящиеся в их округе, с целью проведения проверки. Система проверок нотариальной деятельности, в том числе и проверки для новоназначенных нотариусов, внедряемая на Украине, уже действует в Республике Молдова.

Комплексная проверка

Комплексные проверки могут проводиться либо в соответствии с годовыми планами комплексных проверок, составленными управлениями юстиции и утвержденными Минюстом, либо внепланово — в случае поступления обоснованной жалобы от физического или юридического лица, либо же по инициативе Минюста. При этом не ясно, как будет определяться обоснованность жалобы, очевидно, также проверкой. Следовательно, если будет установлено, что жалоба обоснованна, то будет проводиться еще одна проверка, но уже комплексная. Комплексной проверке подлежит деятельность частного нотариуса за весь период со времени проведения предыдущей комплексной проверки, причем проводится она не реже одного раза в два года.

Час «Х»

Прежде всего нотариус, деятельность которого проверяется, обязан обеспечить надлежащие условия для проведения проверки, предоставить комиссии все документы и сведения, касающиеся его деятельности и осуществленных им нотариальных действий. В случае выявления нарушений законодательства при осуществлении нотариальных действий нотариус должен предоставить письменное объяснение. При проведении проверки нотариус должен находиться на рабочем месте соответственно режиму работы. При этом Порядок устанавливает, что единственной уважительной причиной, по которой нотариус может отсутствовать, является состояние здоровья.

Если же будет иметь место уклонение (отсутствие на рабочем месте во время проверки без уважительных причин) нотариуса от проверки или отказ от предоставления документов по требованию членов комиссии, данные деяния будут расценены как основание для приостановления нотариальной деятельности.

Проверка начинается с изучения организации и условий работы частного нотариуса. При этом особое внимание обращается на: соответствие рабочего места требованиям, установленным Минюстом (наличие и количество изолированных комнат, условия хранения специальных бланков нотариальных документов, гербовой печати, нотариальных документов частного нотариуса, наличие приемной комнаты, бронированной двери и средств защиты окон, надлежащих средств охранной и пожарной сигнализации, компьютерной и другой техники, возможность доступа населения к вышеуказанному помещению, наличие вывески и т.п.); соблюдение законодательства о замещении нотариуса; наличие штата работников, их образование и опыт работы; режим работы и порядок приема граждан; соблюдение нотариусом правил профессиональной этики.

Кто ищет, тот…

При выявлении фактов нарушения законодательства нотариусом обязательно указывается, какие конкретно нормы законодательства нарушены. Если нарушения и ошибки можно устранить во время проверки, то нотариусу предоставляется такое право.

По результатам проведенной проверки работы частного нотариуса члены комиссии в пятидневный срок со времени окончания проверки составляют докладную записку на имя министра юстиции или начальника управления юстиции. В ней отображается: организация рабочего места; общая оценка работы; уровень и качество нотариального обслуживания населения; характеристика всех участков работы; анализ выявленных недостатков, их причины и предложения по их устранению. К докладной записке приобщаются копии документов, касающиеся выявленных нарушений и допущенных ошибок.

Нотариус может письменно изложить свои возражения или объяснения относительно выводов проверяющих. По результатам проведенной проверки к нотариусу могут быть применены следующие меры: повышение квалификации нотариуса; проведение соответствующей проверки; приостановление деятельности частного нотариуса на срок, необходимый для устранения выявленных проверкой недостатков; подготовка представления об аннулировании свидетельства о праве на осуществление нотариальной деятельности.

Улучшение обслуживания населения — идея хорошая. Но если вспомнить, что ранее министр юстиции высказывался за объединение нотариата, то возникает вопрос — захотят ли государственные нотариусы находиться под таким контролем Минюста? Ведь, если государственные нотариусы в большинстве своем сейчас находятся в надлежащих помещениях, то с момента закрытия госнотконтор перед ними встанет проблема поиска помещения, соответствующего критериям, установленным Минюстом.